Блог об управлении репутацией

Репутация чиновников в социальных медиа

Управление репутацией
С 1 апреля работники министерств и департаментов должны будут предоставить работодателям отчет о своих аккаунтах в соцсетях.

Госслужащие должны понимать, что с этого момента им придётся декларировать своё присутствие вообще на всех интернет-площадках. К ним относятся не только соцсети в строгом понимании этого термина: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники и Instagram. Если исходить из логики чиновников и проверяющих их специалистов, к этой «большой четвёрке» нужно добавить видеохостинги (Youtube, Rutube, Viimeo и другие), фотохостинги (Flickr, Яндекс.Картинки, Google.Картинки и другие), блоги (Livejournal, Snob и другие), микроблоги (Twitter), мессенджеры (Telegram, WhatsApp, Viber и другие), а также локальные форумы и сайты знакомств.

Чиновники должны обратить внимание на все свои страницы, включая даже «тщательно скрытые от посторонних глаз». Не стоит рассчитывать, что присутствие в сети под псевдонимами обеспечит анонимность и приватность. Если проверяющие захотят, они всё равно найдут такие аккаунты. Для этого есть множество способов: от общедоступных (поиск по изображениям, адресам электронной почты и телефонным номерам) и до узкоспециальных (чтение личной переписки, проверка истории браузера, расшифровка исходящего от пользователя трафика и т.д.).

Это же касается режимов «под замком» и «только для друзей». Они создают иллюзию безопасности, но самом деле размещенная в таком виде информация доступна неограниченному кругу лиц.

Чиновникам стоит обратить внимание абсолютно на все свои действия в сети:
  • на публикуемый контент (любые записи, комментарии, картинки, видео, комментарии, репосты и так далее). Обратите особое внимание, что репост – это тоже действие, которое может повлечь за собой неприятности
  • на контент, публикуемый другими пользователями на их страницах. Компрометирующие комментарии от их виртуальных «друзей» или отметки на фотографиях сомнительного содержания – это тоже плохо
  • на свои лайки, комментарии и другие действия на чужих страницах. Если условной чиновнице Петровой «нравится» страница «Правого сектора», то оргвыводы обязательно последуют
  • на список друзей и список читаемых сообществ. Наличие виртуальных связей с сомнительными персонажами или группами в соцсетях – тревожный признак, и проверяющие могут за него зацепиться

Сомнительными являются действия, которые могут повредить репутации конкретной государственной структуры или всей власти в целом. И здесь всё довольно сложно, потому что оценка чужого контента – это исключительно субъективное действие, основанное не столько на чётких инструкциях, сколько на т.н. «здравом смысле», «соответствии линии партии и правительства», а то даже и «классовом чутье». Поэтому надо понять: всё, что может быть истолковано превратно, будет истолковано превратно.

Однозначно в зоне риска находятся:
  • Политические темы (не только отечественного, но и зарубежного происхождения)
  • Оценка исторических событий (особенно имевших место в XX веке)
  • Национальный вопрос во всех его видах и проявлениях
  • Религиозные вопросы
  • Темы секса и отношений между полами
  • Демонстрация материального достатка. Чиновнице с зарплатой в 40 000 рублей в месяц не стоит выкладывать фотографии в машине стоимостью в пять её годовых доходов. Даже если это подарок мужа.
  • Отдельный вопрос фотографий для женщин: вызывающие позы, откровенные наряды, и даже вполне невинные пляжные снимки – это опасно.

Исходя из перечисленного выше, я бы рекомендовал чиновникам сделать следующее:
  • Тщательно вспомнить все свои аккаунты. Даже те, которые давно позабыты и много лет не ведутся.
  • Удалить их полностью или тщательно вычистить весь размещенный там контент. Всё, что может вызвать хоть малейшие сомнения – под нож
  • Завести себе новые аккаунты, и публиковать там исключительно благопристойные и общественно одобряемые материалы. Такие, к которым не сможет «прикопаться» никто, от высокого начальства и до бабушек на лавочке у подъезда.