Блог об управлении репутацией

Отмывание репутации в интернете. Опыт испанской Eliminalia

Удаление негатива
Forbidden Stories в течение 6 месяцев расследовали деятельность испанской компании Eliminalia, занимающейся отмыванием репутации.
Клиентами Eliminalia были компании, манипулирующие с налогами, мошенники, шпионские компании, палачи, осужденные преступники, коррумпированные политики, продажные профсоюзные лидеры, наркодельцы, торговцы оружием и детьми, а также другие представители глобального преступного мира из 50 стран. Им нужно было скрыть представляющую общественный интерес информацию, размещённую о них в интернете. С 2015 по 2021 год Eliminalia удалила публикации сотен журналистов, блоггеров и редакций по всему миру.
Цена за удаление одной статьи называется в пределах от 366 до 923 евро. Цена зависит от общего количества публикаций, подлежащих удалению (12 000 евро – за 13 статей, 110 000 евро за 300 статей.
По официальной версии, Eliminalia удаляет «нежелательную» или «ошибочную» информацию. На самом деле она удаляет информацию из интернета с помощью подлога, манипуляций и угроз.
По версии Forbidden Stories, для удаления из интернета информации, представляющей общественный интерес, сотрудники Eliminalia прибегали к следующим методам:
Написание в адрес СМИ множества запросов с требованием удалить материал из-за того, что он нарушает закон.
Письма в СМИ, к авторам или к хостинг-провайдерам активно заявляют о нарушениях Общего регламента по защите данных (GDPR), «права на забвение» или принятого в 1998 году Закона об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act, DMCA). Данные угрозы нацелены на то, чтобы автор или хостинг-провайдер удалит статью, побоявшись судебного преследования.
Письма могли быть подписаны несуществующими госструктурами, например, «Департамент комплаенса Евросоюза» или «Комиссия Евросоюза». Для придания своим письмам убедительности Eliminalia приобретали доменные имена, похожие на домены официальных структур. На них разворачивались почтовые сервера, с которых оправлялись письма с «красивыми» адресами типа italy@abuse-report.eu. Расчёт был на то, что авторы или сотрудники хостинг-провайдеров, получив «официальные письма» с таких адресов, не станут разбираться в бюрократических особенностях, и просто удалят требуемую статью без сопутствующих судебных издержек.
Мошенничество с DMCA.
Eliminalia копировала статьи, размещала их на подконтрольных ресурсах под более ранней датой и с подписью нового подконтрольного автора и предъявляла хостинг-провайдеру заявления от имени нового «автора» с обвинениями в нарушении авторских прав. В результате провайдер удалял настоящую статью, а затем Eliminalia уничтожала её копию.
Деиндексация – манипуляция результатами поисковой выдачи Google за счёт написания и размещения большого статей про людей, чью репутацию нужно отмыть. При этом появлялись позитивные персонажи, описываемые как выдающиеся в своей профессии, и у них было то же имя, что и у клиента. Так торговец оружием, мог в глазах общественности стать ветеринаром, поэтом, заводчиком собак, изобретателем и т.д.
С появлением новых статей поисковики проводят переиндексацию свой базы, и новые статьи должны выдаваться в поисковой выдаче выше старых, вытесняя их. Часто эта методика использовалась параллельно с важными событиями в реальной жизни клиента: выборы, обыски или идти судебные слушания у криминальных заказчиков сопровождались волнами публикаций в интернете, например, о гениальном художнике с таким же именем, как у торговца наркотиками.
Поддельные статьи размещались на подконтрольных сайтах, похожих на существующие СМИ (например, lemonde-france.fr, CNN News Today, London Uncensored, Mayday Washington и Taiwan Times).
Более традиционные SEO-методы подъёма публикаций в поисковой выдаче за счёт активного размещения ссылок на них. Для публикации ссылок использовались уязвимые с точки зрения информационной безопасности форумы на сайтах университетов. Получалось, что авторитетный в академической среде сайт университета публикует ту или иную ссылку, что придаёт ей серьёзный вес в «глазах» Google.
Как справедливо отметила Кэтрин Трендакоста, замдиректора по политике и активизму Фонда Electronic Frontier, «если всё, что вам нужно сделать, это научиться играть с Google для решения всех свой проблем с репутацией, то это станет проблемой».